Попытаемся вместе с экспертом разобраться в этом вопросе.
Все больше родителей в последнее время выбирают для своих детей домашнее обучение. Что ими движет?
Надо заранее сказать, что домашнее обучение (юридически — «семейное») далеко не всегда означает, что с детьми занимаются родители. Часто именно это останавливает взрослых от выбора такой формы обучения для ребенка — не у всех есть время и компетенции становиться учителями для своих детей. Существуют и другие способы получения знаний, в том числе онлайн-школы, альтернативные школы, репетиторы, домашние мини-школы (когда нескольких детей объединяют в «класс» и приглашают для них преподавателей).
Какие же возможности дает ребенку домашнее обучение?
Возможность выбирать
Проснуться пораньше или попозже, заняться русским или математикой, изучить материал на два дня вперед или отдохнуть, сесть за стол или устроиться на полу, писать синей ручкой или зеленой с блестками.
Нередко родители боятся «излишней» свободы для своих детей, но надо помнить, что когда эти дети вырастают, многим из них так не хватает навыка (или разрешения себе) делать свой выбор.
Согласись, мы, взрослые, рано или поздно, открыто или в глубине души приходим к тому, что хотим выбирать: работу, которая по-настоящему нравится, график, в котором комфортно, людей, с которыми хорошо. А главное — действительно можем выбирать. Но в условиях, когда так много решали за нас, забыли об этом. Потому что не углублялась и даже подавлялась наша способность прислушиваться к себе. И это еще про одну возможность, которую дает домашнее обучение:
Возможность прислушиваться к своим ощущениям, желаниям и потребностям
Далеко не каждый маленький человек ровно в 8:00 хочет считать столбиком, в 8:50 — страстно желает рисовать, а в 9:40 — проверять безударные гласные. И все это, скажем так, не в самом естественном для ребенка положении — неподвижно сидя. Особенно если в это время ужасно хочется спать или, там, прыгать и кувыркаться. Но детям дают понять: то, что ты чувствуешь, не имеет значения, то, что ты хочешь — неважно.
Поэтому так часто клиенты психологов и коучей на вопрос о том, что они чувствуют, затрудняются дать ответ. Сбит, пожалуй, самый важный ориентир для человека — опора на собственные чувства и ощущения.
Домашнее обучение гораздо более гибкое. Оно позволяет выстраивать образовательный процесс с учетом индивидуальных потребностей ребенка: можно начать позже, чтобы была возможность выспаться, можно хоть целый день заниматься одним предметом, если интересно, можно двигаться, когда тело просит движения, и отдыхать, когда чувствуешь усталость.
Такая постоянная сверка с собой в будущем помогает легко отделять свои желания от чужих, ставить свои потребности на первое место и идти к своим, а не навязанным целям. Глобально — выстраивать свою жизнь в соответствии с тем, как хочется, а не как принято, надо или лучше кому-то.
Возможность получать удовольствие от обучения
Есть дети, которые с удовольствием учатся в классической школе, и это замечательно. Но есть другие, которые не любят учиться, для которых уроки и домашки — настоящее мучение. Что тогда?
Дети от природы очень любознательны, они действительно постоянно хотят узнавать и пробовать новое. Нам важно увидеть эту потребность и помочь удовлетворить в интересной для ребенка форме, подходящем темпе, поддерживающей атмосфере и комфортных условиях.
Задумайся: если нам, взрослым, изначально понравилось какое-то занятие, полюбим ли мы его, если нас будут постоянно оценивать, торопить, указывать на ошибки и скажут делать независимо от того, хотим мы этого сейчас или нет, да еще и угрожать, что заставят переделывать или отберут телефон? Скорее всего, интерес быстро пропадет.
Все это — внешняя, к тому же негативная, мотивация. Домашнее обучение в большей степени способствует развитию внутренней мотивации, когда человек сам, из своего собственного желания учится, а в будущем — легко идет к поставленным целям.
Возможность фокусироваться на собственном прогрессе
Система отметок, принятая в классической школе, предполагает сравнение детей друг с другом. Причем происходит перенос: «хорошие» и «плохие» оценки автоматически делят учеников на «успешных» и «неуспешных» детей. Рождается мысль «я недостаточно хорош» — плодородная почва для неуверенности в себе, прокрастинации и синдрома самозванца.
На домашнем обучении ребенку гораздо проще фокусироваться не на «абсолюте» в виде отметки «отлично», а замечать свой собственный прогресс и быть постоянно в «ситуации успеха» — достигать чуть лучших результатов, чем вчера. Так крепнет уверенность в своих силах и мысль «я могу», которая будет с ребенком на всю жизнь.
Задумываясь о домашнем обучении, нередко родители испытывают тревогу по разным поводам. Например, в дискуссиях об этой форме получения образования часто звучит слово «социализация». Давай сразу развеем миф, что ребенок вне школы не может социализироваться.
Социализация — это не про общение с одной и той же группой людей в течение многих лет. Это про знакомство и взаимодействие с разными людьми разных возрастов: близкими и дальними родственниками, друзьями семьи, детьми во дворе, в спортивных и творческих коллективах, даже в игровых чатах, общение в путешествиях и так далее. И здесь ребенок тоже может выбирать, с кем и как часто ему общаться.
Многие родители тревожатся, насколько глубокими будут знания их детей, если отказаться от традиционной школы, многим просто страшно выбрать непопулярный путь. Но давайте признаемся: многие ли школьные знания до сих пор с нами и пригодились нам в жизни? Знания — это самое простое, при желании пополнить их можно в любое время, в любом возрасте. Важнее фундаментальные вещи, которые мы в силах дать ребенку сейчас, чтобы в будущем он сам выбирал и реализовывал свою лучшую жизнь.
И даже если родители не готовы принять решение о переходе на домашнее обучение для своих детей, то хотя бы дома, в семье, в свободное от школы время, они могут создать те возможности, о которых мы поговорили.