Обычно заболевание выявляется в течение первых трех лет жизни, но о его ранних проявлениях известно далеко не всем.
Аутизм — тяжелое психическое расстройство, которое проявляется как крайняя форма самоизоляции, включающая уход от контактов с действительностью и недостаток выражения эмоций. Им страдают дети, независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Обычно заболевание оказывается следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга.
В России, согласно мониторингу Росстата от 2020 года, общая численность детей школьного возраста с аутизмом составила почти 33 тысячи человек, что на 43% больше, чем в 2019 году — 23 тысячи.
Как выявить аутизм у ребенка?
Аутистическое расстройство у детей проявляется в возрасте 2-3 лет. Как правило, можно понять, что что-то не так, если ребенок не реагирует на определенные действия родителей. Например, он не может установить теплые отношения с другими людьми.
«Аутичные дети не отвечают улыбкой на ласку и нежность со стороны родителей, они одинаково ведут себя и с людьми, и с неодушевленными предметами. Характерным признаком является уклонение от взгляда, отсутствие контакта „глаза в глаза“.
Эксперт также отмечает и другие признаки: задержка в развитии речи, неспособность к невербальному общению, неспособность к творческим играм. Согласно исследованиям, дети с аутизмом ведут себя иначе: в их движениях заметна некоторая манерность, стереотипность, однообразность мимики и моторики. Дети с подобным диагнозом также испытывают проблемы со сном, подвержены вспышкам агрессии и страха.
Чем может быть вызван аутизм?
Причина аутизма сегодня учеными до конца не выяснена. В отличие от синдрома Дауна, синдромов Патау, Марфана и других, в организме пациента не наблюдается никаких генетических аномалий. Возможными причинами эксперты называют осложнениями во время родов или развития плода внутри матери.
Врач объясняет, что при нарушении работы мозга пациент становится гиперактивным, проявляются нарушения поведения во время игры, наблюдается снижение интеллекта. Однако, специалист напоминает, что родители не могут сразу распознать: есть ли у их ребенка аутизм или нет, и для постановки официального диагноза требуется обследование у участкового педиатра, а также других врачей (в том числе и психиатров).
Чем раньше будет поставлен диагноз, тем быстрее родители и специалисты смогут начать работу по лечению ребенка и возвращению его в социум.
«Часть детей с аутизмом в состоянии окончить среднюю школу, получить профессию, работать, но мало у кого складывается гармонично личная жизнь, немногие вступают в брак».
Есть ли способы лечения?
Специалисты выделяют несколько направлений в лечении аутизма. По словам эксперта, нужен комплексный подход. То есть, лечение должно сочетать в себе: медицинское вмешательство, работу над социализацией, а также оказание психологической помощи не только самому пациенту, но и его семье.
Медицинское лечение направлено на лечение вегетососудистой дистонии, а также на купирование психопатических проявлений болезни (расстройство сна, вспышки агрессии). Сеансы психотерапии же призваны улучшить психологическое состояние всех членов семьи, научить ребенка справляться с приступами агрессии, страха, скорректировать его поведение в соответствии с нормами социума.
«Целью комплексных реабилитационных мероприятий является развитие у ребенка членораздельной речи, навыков самообслуживания, помощь в получении образования».
Несмотря на особенности, ребенок должен обязательно быть интегрирован в общество, должен получать внимание со стороны родителей и квалифицированных специалистов. Важно также помнить, что диагноз аутизм ни в коем случае не является приговором.
Что входит в процесс социализации?
В процесс социализации входит воспитание, обучение в детских школьных учреждениях, общение с животными и просто проявление любви по отношению к ребенку. Важно, чтобы ребенок чувствовал, любовь и заботу со стороны людей, которые его окружают. Нельзя отстранять ребенка от общества.
Что касается лечения и обучения в школе, то эти вопросы решаются индивидуально. Каждому конкретному ребенку подбирается программа, психологические тренинги, виды творчества. Учитываются многие аспекты: наличие музыкального слуха, нарушение координации движения.
Что такое синдром Аспергера?
Синдром Аспергера — это аутизм с сохраненным интеллектом, речевыми и когнитивными функциями, то есть без признаков слабоумия, но с выраженными нарушениями социальной коммуникации. Для детей с синдромом Аспергера характерна малая контактность, уход внутрь себя, непонимание мотивов других людей. Но в то же время, такой ребенок может на порядок опережать своих сверстников по интеллекту.
Часто дети с синдромом Аспергера проявляют ограниченные интересы в конкретных областях. Они фокусируются в основном на каких-то узких темах. Например, смотреть только определенную передачу по телевизору или играть только одной игрушкой. У этой особенности может быть и положительная сторона. Ребенок с синдромом Аспергера может преуспеть в занятиях, которые требуют усидчивости, внимания к деталям, например, в математике, музыке или рисовании.