Понедельник , 25 ноября 2024
Главная / Психология отношений с детьми / После трех — самое время: как грамотно развивать ребенка

После трех — самое время: как грамотно развивать ребенка

Принцип «все и сразу» не подходит для выбора детских кружков и секций

Мода на раннее развитие постепенно уходит в прошлое. Теперь «после трёх» уже совсем не поздно развиваться, а в самый раз. Родители всё чаще делают выбор в пользу беззаботного детства и младенчества, не осложненного кружками и секциями. У этой стратегии воспитания есть масса достоинств, про них много и часто пишут психологи, утверждая, что без специальных кружков ребёнок может почувствовать важные для своего будущего вещи: он попробует скучать (и окажется в ситуации, когда его никто не развлекает), занимать себя сам и ждать. Однако в три года подавляющее большинство российских детей идут в детские сады. И в это же время родители сталкиваются с необходимостью «быть как все» и посещать кружки и секции. Садик предлагает полный ассортимент занятий: от английского до шахмат, от акробатики до игры на фортепьяно. И очень велик соблазн записать малыша сразу на всё. Но нужно ли это вашему ребёнку? Давайте разбираться!

Для начала заглянем к психологам и педагогам и определим, что должен уметь маленький человек в 3 года? Ведь чтобы понять, что стоит развивать, нужно иметь представление об уже имеющихся навыках.

Три года — время перехода между младенчеством и детством, время, когда двигательная система хорошо сформировалась, малыш умеет бегать, прыгать, забираться на вертикальные препятствия и, в целом, хорошо владеет своим телом. Эмоциональная сфера развита слабее, но способность распознавать эмоции и обращённые к нему высказывания присутствует в полной мере. Он умеет есть и пить самостоятельно, разбираться в том, что ему хочется, скажем, на завтрак, а что — нет, проявлять самостоятельность и налаживать первые дружественные контакты. Интересны ли ему сейчас точные науки, чтение и письмо? Определённо, нет. Стоит ли их развивать? Психологи отвечают однозначно: если да, то только в форме игры.

В три года игра выходит у детей на первый план. Через неё они познают мир, выстраивают отношения и выплёскивают негативные эмоции. Любое развитие пойдёт на пользу только в том случае, если вместо, скажем, зубрёжки скучных английских слов они будут разгадывать проклятие Бабы Яги, а сложение и вычитание изучатся под видом постройки сказочного корабля. Нашли «развивашки», отвечающие этим требованиям? Отдавайте туда вашего трёхлетку.

В 4—5 лет происходит активный рост познавательных способностей, диапазон умений существенно расширяется, а ребёнок становится всё более и более самостоятельным и задающим вопросы. Лучше и богаче становится речь, тело — более уклюжим, расширяются и социальные навыки — теперь этот малыш умеет спорить и на многие вещи имеет собственный взгляд. Как развивать его в этом возрасте? Психологи советуют прибегнуть к той же игре, но существенно усложнив её и добавив элементы подготовки к школе и развития речи и руки. Что это будет — решать вам. Шахматы, где, помимо скучных фигур, будут происходить настоящие сражения между фантастическими животными? Английский, изучать который детка будет на театральной сцене? Или даже программирование, во время которого никто не будет демонстрировать обилие строчек непонятного кода, а попросит мышку найти, например, кусочек сыра, и сложные вещи будут изучаться через увлекательные примеры.

Именно в этом возрасте очень важно сочетать игру и содержание. Игру — чтобы не было скучно, содержание — чтобы удовлетворить запросы «почемучек».

Дошкольный возраст 6—7 лет, когда ребёнок многое может и в физическом, и в интеллектуальном плане, сопровождается очередным всплеском интереса ко внешнему миру. У него отсутствуют физические ограничения и вовсю развивается интеллект. В этом возрасте, как отмечают психологи, ребёнку можно всё. И ключевым условием тут становится интерес. Всё, что интересно, то и развивает его. Дошкольник уже научился скучать, освоил этот способ проведения досуга, и теперь для развития ему необходимо получать информацию по теме своих увлечений. Ему нравится ботаника? Отлично! Кружки юного биолога существуют даже онлайн! Увлекается астрономией? Замечательно — к вашем услугам обсерватории. Читает на ночь медицинские энциклопедии? Во многих медвузах сейчас регулярно проходят Школы юного медика! Главное, чтобы было интересно.

Многие родители в этом возрасте задаются вопросом — а как быть с остальными сферами жизни? Что если интересна биология, и не интересно ничего, кроме неё? Ответ специалистов прост: заниматься тем, что нравится, а остальное (разве что кроме спорта) — только в рамках школьной программы. Ведь интерес к чему-то — главное, что может приключиться в жизни.

Читайте также: Бить или не бить: почему телесные наказания детей разрушают отношения; 4 качества, которые чаще всего помогают стать успешным; Круче мам и пап: дети звезд, которые наступают на пятки родителям.

В более широком смысле воспитание понимается как любое сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и нравственное влияние на индивида или группу людей любого возраста.

Источник

Смотрите также

3 эффективных способа справиться с волнением за пару дней до экзамена

Не дайте тревожности вас поглотить Пора экзаменов — один из самых непростых периодов в жизни …